Новости

20 мая 2013 года

В Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии состоялось заседание круглого стола на тему «Проблемы оказания кардиохирургической помощи пациенту»

В обсуждении приняли участие заместитель председателя краевого правительства Надежда Кочурова, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, министр здравоохранения края Анастасия Крутень, представители медицинского сообщества, центра «Грани», специалисты по медиации, журналисты.

Татьяна Марголина подчеркнула, что цель круглого стола – с помощью экспертов проанализировать, с какими проблемами сталкивается среднестатистический пациент, которому требуется сложная операция, а также наметить пути решения этих проблем.

Федеральный центр  сердечно-сосудистой хирургии – медицинская клиника, где проводятся сложнейшие операции  на сердце. Без своевременного хирургического вмешательства многие пациенты не смогли бы жить. Но и медицина порой бывает бессильна. Родные людей, скончавшихся во время или после операции, никогда не смирятся с потерей, и обычно склонны винить врачей.

Практически все эксперты согласились с мнением, что пациенты кардиологического профиля зачастую не имеют полной информации о своем заболевании, методах его лечения, не знают в полной мере об имеющихся  рисках.  

Врачи не всегда объясняют больным обоснованность операции, не рассказывают, насколько она может быть опасна, а пациенты не осведомлены о своих правах и системе их государственной и негосударственной защиты.

Проректор Пермской государственной медицинской академии по лечебной работе, профессор Михаил Падруль отметил, что многие доктора уделяют недостаточно времени общению с пациентом и его родственниками. По его мнению, врачи должны «не только лечить, но и разговаривать, и этому нужно учить со студенческой скамьи».

Юрист-медиатор Юлия Яковлева считает, что пациент должен знать о рисках и осложнениях, которые могут возникнуть не только в ходе операции, но и в послеоперационный период. Она считает,  что в крупных хирургических стационарах нужны профессиональные психологи, которые помогали бы врачам общаться с пациентами.

Журналист Аркадий Константинов рассказал, что военнослужащие берут с собой в «горячие точки» памятки, как вести себя в сложных ситуациях. Такие же памятки должны быть, по его мнению, и у людей, которым предстоит операция. Он предложил разместить подобную информацию на сайте Центра сердечно-сосудистой хирургии, а также публиковать статистические данные о рисках операций на сердце.

Министр здравоохранения Пермского края Анастасия Крутень согласилась, что в лечебных учреждениях должна быть четкая система информирования пациентов о возможных рисках, связанных с операцией. Также она заметила, что не все специалисты умеют говорить с пациентами, и их этому надо обучать. Министр объяснила, что пациенты после операции в ФЦССХ проходят реабилитацию в Институте сердца, кардиологических отделениях клиник Прикамья. Принято решение, что новорожденные, прооперированные в Центре, будут госпитализироваться на долечивание в ГДКБ №13, дети более старшего возраста – в краевую детскую больницу.

Заместитель председателя правительства Пермского края Надежда Кочурова подчеркнула, что качество  медицинской помощи – это вопрос не только профессионального врачебного сообщества, но и гражданских институтов. Конструктивные предложения, прозвучавшие на встрече, будут реализованы в здравоохранении региона.

- Врачи – не боги, - резюмировала Надежда Кочурова, - но пациентам, их родным важно знать, что для спасения человека предприняты максимальные усилия. Мы должны добиваться, чтобы такая уверенность была у каждого жителя Пермского края.