Новости

27 марта 2015 года

Пермский театр оперы и балета представит оперу «Князь Игорь» в новой трактовке.

27, 28, 29, 31 марта на сцене Пермского театра оперы и балета премьера — «Князь Игорь» Александра Бородина. Опера предстанет в совершенно новой трактовке: партитура будет дополнена музыкальным номерами из авторского клавира Бородина, которые никогда раньше в сценической версии не исполнялись. Визуально спектакль переместит зрителей не в сценический XII век (времена, когда происходит действие), как это принято в классических постановках, а в XIX век (времена первой постановки оперы).

По идее постановщиков, этот спектакль должен максимально приблизить зрителей к эстетике первой постановки спектакля в 1890-м в Мариинском театре, не делая при этом прямых ее повторов. В первую очередь, приближение к первоначальной опере заключается в новом прочтении музыкального материала: порядок сцен реконструирован и дополнен по клавирам Александра Бородина (от большинства тех сцен, что сочинил Глазунов, решено отказаться). В отличие от классической трактовки (опера в двух актах с прологом) на сцене Пермского театра им. П. И. Чайковского будет представлена опера в шести сценах и трех актах. Появится еще одна ария Игоря, которая обычно не исполняется в России, а также дополнительная сцена с князем Галицким в тереме его сестры Ярославны, с участием бояр и народа.

«Несмотря на существование авторского клавира оперы, собранного из черновиков Бородина музыковедом Анной Булычевой, «Князь Игорь» как был, так и остается коллективным трудом, чему пример наша постановка. Мы скомпоновали музыкальные номера из двух источников: всем известной партитуры, сделанной в основном Глазуновым, с несколькими номерами от Римского-Корсакова, представляющей собой уже готовый оркестровый материал; и клавира Булычевой, который подсказывал нам авторскую логику развития мысли», - рассказал музыкальный руководитель постановки и дирижер Валерий Платонов.

Как летописи, которые писались не одним автором, опера «Князь Игорь» — это своего рода музыкальная летопись своего времени, конца XIX века. Она состоит из фрагментов, которые можно сложить, как некий альбом, в любом порядке, в зависимости от замысла постановщиков. То, что мы сделали со своей стороны, не есть окончательный взгляд на эту оперу, и мы вовсе не считаем, что он единственно возможный. Я убежден, что осмысление «Князя Игоря» будет продолжаться еще долгое время. И, скорее всего, эта опера обречена на то, чтобы каждый постановщик по-своему решал ее вопросы, а завершенной редакции мы так никогда и не получим.

Режиссер Сигрид T'Хуфт, мастер исторического театра эпохи барокко, музыковед и историк, работая над концепцией спектакля, привлекала все доступные архивные материалы, чтобы воссоздать атмосферу оперного театра XIX века — но глазами человека, живущего в XXI веке. Однако постановка не нацелена на точное воссоздание самого первого спектакля: от некоторых особенностей постановщики ушли осознанно.

Открыть заново эстетику театра XIX века предстояло художнику Штефану Дитриху, который уже сотрудничал с Пермской оперой в постановке оперы В. А. Моцарта Сosi fan tutte. Концепция сценического дизайна пермского «Князя Игоря» привязана к описаниям из оригинального либретто. Однако это не реконструкция: художник играет с элементами истории театра — с системами кулис и с нарисованными декорациями, рампой на сцене и деревянным полом.

Главные партии в спектакле исполняют: солист Пермского оперного Александр Погудин и солист Мариинки Сергей Мурзаев воплотят на сцене князя Игоря, княжну Ярославну — пермские сопрано Надежда Бабинцева и Лариса Келль. Лирическую влюбленную пару молодого княжича Владимира Игоревича и ханской дочки Кончаковны сыграют Валерия Пфистер («Новая опера») и Борис Рудак, а также Артем Голубев и Наталия Ляскова.

Справка.

Опера «Князь Игорь» Александра Бородина — один из столпов русской классики. Сюжет основывается на истории из памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и повествует о неудачном походе Игоря Святославовича против половцев. Оперу «Князь Игорь» композитор Александр Бородин сочинял 18 лет: к музыкальному творчеству он обращался в свободное от основных занятий время, большую часть времени отнимали преподавание и исследования в области химии. Завершить оперу Бородин не успел — за него произведение в 1890 году дописывали Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. В этом сочинении композиторам удалось, не используя прямых цитат из народных песен, создать подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту придают сочинению ориентальные мотивы, рисующие картины половецкого стана.